Заметки постороннего наблюдателя.

30.11.01 Ц 1.12.01 в г.Реховоте состоялся Международный фестиваль бард- перфоманса лШаг в сторону╗, организованный Клубом авторской песни г.Реховота при поддержке Министерства абсорбции и муниципалитета г.Реховота и всеми, для кого авторская песня не просто ностальгическое воспоминание о прошлом, а часть настоящей жизни.

Во многих отношениях фестиваль вписал новую страницу в истории фестивалей бардовской песни.

Создание бард-спектаклей для зала, особая выстроенность программ, исполнительский уровень и, конечно, сама концепция фестиваля представить публике наряду с классической авторской песней результаты синтеза ее с различными направлениями музыки, литературы и театра Ц первый шаг в обновлении жанра. Кроме израильских бардов в фестивале приняли участие В.Луферов (Москва,), Н.Якимов, Е.Логвинова (Санкт-Петербург), Н.Паскару (Торонто).

Интригующие название, появившееся на афишах, заставило меня, человека далекого от движения авторской песни, прийти зал лМофет╗, несмотря на проливной дождь. И, действительно, мои ожидания полностью оправдались.

Трудно определить жанровые границы композиций, представленных концертной программой фестиваля. Фрагменты спектаклей, моноспектаклей, композиций по стихам прекрасных поэтов - все это уводило от традиционного восприятия авторской песни, как жанра песен вокруг костра для узкого круга близких друзей. Организаторы фестиваля впервые открылидорогу для участия в нем авторами исполнителям, которые, сохраняя лучшие традиции бардовской песни, ищут новые формы и средства выразительности. Особенно ярким и запоминающимся было выступление В. Луферова (Москва), который показал фрагменты своего мультиинструментального перфоманса лПарад инструментов на красном пальто╗. Частушки под аккомпанемент гитары, колесной лиры и обыкновенной косы Ц это лишь концертный вариант спектакля. Как признался Виктор, к сожалению, лгуся Цтрансформера ╗ и лженщину эктракт-объект╗ ему привезти не удалось. Однако у израильских зрителей есть надежда увидеть этот необыкновенный спектакль целиком в недалеком будущем.

Н.Якимов и Е.Логвинова (Санкт-Петербург) в спектакле лПесни дома Мурузи╗ еще раз продемонстрировали, какое значение имеет музыкальное сопровождение, соответствующее уровню поэзии. Музыкаислова создают ощущение неразделимого целого, подчиненного единой цели: передачи мира образных ассоциаций и эмоционального состояния.

Многообразие тем и форм представили на фестивале авторы и исполнители Израиля.

Юмор Одессы, мир образов Шолом-Алейхема нашли свое воплощение в спектакле лБлуждающие звезды╗ театра лМерхавим╗. Свое восхождение к Иерусалиму и свое ощущение вечного города М.Меламед передала в композиции лИерусалимские прогулки╗. Путь души человека в поисках развития, философское осмысление вечных вопросов, идеи Каббалы иих проекция на жизнь, выраженнная в песнях и в прозе, нашли отражение в мистическом представлении лЛестница╗ Всеизраильской "сборной команды " Реховотского Клуба Авторсой Песни.
Не менее интересными были выступления исполнителей классики Александр Дов, покоряющий тонкостью и мастерствомисполнения Булата Окуджавы дуэт лЛеда╗, которому не помешали играть лопнувшие струны гитары, и многие другие интересные исполнители, которые своими выступлениями подтвердили, что авторская песня жива и развивается. А главным на пути ее развития ,при всем разнообразии форм и содержания, остается личность автора и исполнителя, его творческая индивидуальность, его способность затронуть спрятанную глубоко в душе каждого из нас способность к сопереживанию

Как известно, фестиваль - это не только концертная программа. Хороший фестиваль- это творческая лаборатория, подведение итогов, обмен идеями, зарождение новых творческих планов. Звуки легкого джаза в фойе, переполненном людьми, которые, казалось, знакомы тысячу лет, шутки и смех, горящие глаза все это создавало атмосферу праздника.

После концерта, общение продолжалось в лЧайхане╗, где, не смотря на сырость, зажглись привычные костры, и продолжали звучать песни участников и гостей фестиваля. А второй день фестиваля начался экскурсией по Парку института им.Вайцмана в г.Реховоте, продолжился поездкой в древний город Лахишв сопровождении замечательного гида И.Требельского, а закончился аплодисментами всем участникам фестиваля и тем, благодаря кому он состоялся. Это был первый лШаг в сторону╗. Хочется надеяться, что он не будет единственным.

Елена Джейко   -" Вести " , 12.2001


Шаг в сторону, шаг вперёд

Год 2001, Израиль, начало зимы. Ситуация сложная, если не сказать, тяжёлая. Но в реховотском зале лМофет╗ полным Ц полно народу. Здесь происходит фестиваль. Два дня подряд. По пять часов каждый день. Первый, в своём роде, фестиваль в Израиле. А называется он Ц Международный фестиваль бард Ц перформанса. 30-го ноября и 1-го декабря. А между ними, ночью Ц л Чайхана╗ : под бедуинским тентом, выступают те, кто не выступил на сцене фестиваля. Но главное Ц фестиваль. Устроители задумали его, как синтез различных видов сценическрго искусства, под эгидой жанра авторской песни. Чтобы, как говорят они,не дать этому жанровому потоку обмелеть и обогатить его прикосновением других форм. Поэтому второе название фестиваля Ц л Шаг в сторону╗. Задуман фестиваль так, чтобы дать каждому участнику время для самовыражения. То есть каждый выступающий или группа выходят со своим представлением или мини-спектаклем. Забегая вперед, скажу Ц фестиваль удался. Удался благодаря огромному труду, заложенному устроителями, благодаря способностям выступающих, благодаря зрителям, заполнившим зал. Удался он и потому, что,как мне кажется, идея совмещения различных форм и жанров, себя оправдала. Я не буду и не могу пересказывать досконально содержание этих двух вечеров. Выступлений было много хороших и разных. Тут и спектакль лЛестница╗ - совмещение авторской песни и еврейской мистики и интимный монолог Наума Паскару и напевы еврейских местечек Ц авторская песня восточно-европейского еврейства, прошлых веков, театра песни лМерхавим╗ и джазовый стиль Тедди Горена и печальное но талантливое откровение Якова Когана и лирика Егорова в исполнении Виктора Мишурова. И многие другие. Все достойны благодарности за труд и энтузиазм. Но я хочу особо отметить три выступления: Виктора Луферова (Москва), дуэт Николая Якимова и Евгении Логвиновой (Санкт-Петербург), Александр Дов (Израиль). Гитара Виктора Луферова ворвалась в зал мощным аккордом, когда занавес только ещё уходил в сторону. И с первыми звуками музыки и голоса, стало ясно Ц на сцене мастер. Мастер опытный, талантливый, искушенный. Он полностью владеет гитарой и у неё от него нет секретов, они слиты воедино. Луферову вполне удаётся, использовав мощь голоса и гитары, не выйти за рамки хорошего вкуса, но на то он и профессионал. А показывал он фрагменты из своего мульти-инструментального перформанса и кроме гитары использовал и другие инструменты, в основном Ц экзотические. С ортодоксальных позиций, назвать стиль его выступления авторской песней Ц можно лишь условно, тут и частушки и фантазии и колёсная лира и интонации рока (бард-рок?). Но мы же говорим о шаге в сторону! Так вот шаг этот у Луферова, получился просто здорово, другого не скажешь.

Совершенно другой стиль выступления Николая Якимова. Он вместе с Евгенией Логвиновой привезли и показали фрагменты концерта Ц спектакля по стихам Иосифа Бродского. Прикасаться к стихам Бродского, писать к ним музыку, по моему мнению, могут люди или легкомысленные или действительно талантливые. До сих пор для меня единственным примером удачного синтеза стихов Бродского и музыки было творчество Евгения Клячкина. На фестивале мне посчастливилось познакомится с ещё одним примером. Якимов и Логвинова показывают очень интересные музыкальные решения к словам Бродского и сама композиция, включающая видеокадры о поэте сделана с большим вкусом и тактом. Когда они уходили со сцены, хотелось крикнуть им вдогонку: - лНе уходите, останьтесь с нами ещё немного".

Если мы говорим о вкусе и такте, то эти слова можно использовать и в отношении исполнения Александром Довом песен и стихов Булата Окуджавы. Очень не просто исполнять Окуджаву, да ещё и перед полным залом. Взаимно связать волшебство творчества Булата Шалвовича и индивидуальную трактовку исполнителя удаётся не каждому. Дову это удалось.

Итак был фестиваль и был он хороший. И как всё хорошее пролетел он быстро. А жаль. И жаль ещё, что был он только в Реховоте. Остаётся только надеятся, что раз он был первым в своём роде, за ним последуют другие, не хуже чем этот. Это важно потому, что среди милионного русскоязычного населения, есть много любителей этого жанра и их право Ц слушать свою музыку и поэзию. Это важно потому, что в той ситуации, в которой мы находимся, такое духовное общение помогает жить, помогает выжить

Геннадий Гонтарь -" Время ", 12.2001


Спасибо всем!

Вместе с отлетом последнего заморского гостя - Виктора Луферова, мираж фестиваля Бард-Перформанса "Шаг в сторону рассеивается и мне остается поблагодрить всех , кто принял в нем участие, на сцене и за кулисами, в бедуинском шатре или по дороге в древний Лахиш, всех , кто прислал отзывы и конечно тех, для кого он стал праздником ... !

Наш летательный аппарат, именуемый Реховотским фестивалем , идет на посадку и хочется сказать большое спасибо всем , кто обеспечил его графический и художественный дизайн , техническую и информационную поддержку, слаженность и надежность всех бортовых систем :
Филиппу Цеханскому, Виталию и Глебу Кесельман, Римме Цирульник, Марку Гольденбланку, Римме и Лене Куперман, Диане и Эли Гирш, Сергею Вейнгеру, Евгению Поляку, Борису Наймарку, Аркадию Теперу, Алексу Бриллу, Юдит Гиллик, Любе Лейбзон, Эдуарду Абламу, Леониду Армячу, Игорю Улогову, Ирине и Юрию Бендитович, Леониду Гельфанду, Илье Товбейну, Марте Барер, Виталию Кабакову, Игорю и Михаилу Бяльским , Михаилу Заборову, Илье Почтарю, Маше Лакман, Шмуэлю Принцу, Владимиру Марченко, семье Чеботаревых ...
Книжному магазину "Cпутник " - Вале Альберт ;
Ирие г. Реховот - Маре Кнебель, Рите Винокур, Белле Берг;
Культурному Центру "Исра Шанс" - Римме Осипенко и Эмилю Крупнику;
Простите, если кого не упомянул ...
Последнее рукопожатие ближайшему соратнику - Михаилу Басину, c которым мы не одну ночь на расстоянии ощущали близкие симптомы и наконец большую радость, что все это благополучно заканчивается.
Фрагменты фестиваля в течении нескольких недель можно посмотреть по 9 и 7 каналам кабельного телевидения в "Программе Иерушалаим " ( см. программу ТV) и с двух недельной задержкой по системе "YES" по 90 каналу ( среда : 19-25; суббота : 16-00 );
Встреча с Виктором Луферовым в радио-программе Александра Дова выйдет в первую субботу января.
Фоторепортажи с вечерних представлений можно посмотреть на интернет - сайте КСП " Чалма " ( http://chalma.da.ru )
Фоторепортажи с ночного концерта (Чайханы) и дневной экскурсии скоро появится на интернет-странице Реховотского клуба ( http://rehovotclub.com - 2001 )
Отзывы о фестивале в ближайшие дни можно прочитать в газетах "Новости Недели" , " Вести " , " Время ", а также скоро на интернет - сайте novosti.co.il .
Пожалуй все.
Счастливо.
Марк Павис.

Hosted by uCoz